Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Ссылки

Логопед

  1. Логопедический пункт создан на базе МКДОУ № 7  для оказания помощи детям раннего и дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи.
  2. Настоящее положение разработано в соответствии с «Типовым положением о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении» от 12.04.95 г.,   в своей деятельности пользуется программно-методическими документами МО РФ.

II. ЗАДАЧИ

Логопедический пункт:

  1. Осуществляет квалифицированную коррекцию развития речи детей с фонетическим нарушением речи;
  2. Осуществляет своевременное предупреждение нарушений письменной речи;
  3. Обеспечивает процесс формирования социальной активности, повышение адаптационных возможностей на основе специальных педагогических подходов;
  4. Разъясняет логопедические знания среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников;
  5. Осуществляет совместно с родителями (законными представителями) подготовку к началу школьного обучения в образовательном учреждении;
  6. Осуществляет наиболее раннее выявление отклонений в речевом развитии детей. 

III. КОМПЛЕКТОВАНИЕ

  1. В логопедический пункт зачисляются дети, посещающие детский сад, имеющие фонетические нарушения в развитии устной речи:  

          - нарушение произношения – фонетический дефект;

          - фонематическое недоразвитие речи;

          - фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи  (дети,  не зачисленные в    

            логопедическую группу).

10. Прием на логопедический пункт производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест,   набираются новые группы и подгруппы.

11. В логопедическом пункте одновременно могут заниматься 20 – 25 детей.

12. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, утверждается заведующим МБДОУ.

13. Воспитатель возрастной группы ДОУ ведет дополнительную коррекционную работу с детьми-логопатами под руководством учителя-логопеда и привлекает к этой работе родителей.

 

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

14. Коррекционную работу на логопедическом пункте проводит учитель логопед.

15. Содержание образовательного процесса в логопункте определяется программами дошкольного образования, рекомендованными МО РФ.

16. Учебная нагрузка устанавливается в соответствии с выбранной программой и    рекомендациями СанПиН 2.4.1.1660-10.

17. Основные формы работы:

           - индивидуальные занятия;

           - подгрупповые.

18. В группы подбираются дети с однородными нарушениями речи. Количество детей в подгруппе – от 4 до 6 детей.

19. Коррекционные (логопедические) занятия организуются индивидуально с каждым ребенком (длительностью 15 – 20 минут), с микрогруппами и подгруппами  в зависимости от коррекционных целей.

20. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также регистрация посещаемости и учет движения детей на  логопункте фиксируется в журнале учета посещаемости.

21. Режим работы логопедического пункта утверждается заведующей.

22. Учитель-логопед осуществляет систематическую связь с воспитателями детей, занимающихся на логопедическом пункте, оказывает консультативную помощь воспитателям, родителям детей в определении причин речевых нарушений, дает рекомендации по их преодолению.   

23. Учитель-логопед ведет профилактическую работу с детьми младшего возраста, направленную на предупреждение нарушений в развитии устной речи: выявление не говорящих детей, консультирование воспитателей и родителей данных детей.

24. Учитель-логопед информирует педагогический совет ДОУ  о задачах, содержании, результатах работы логопедического пункта.

25. Учитель-логопед учувствует в работе методического объединения учителей-логопедов.

26. Учитель-логопед осуществляет связь с логопедами других образовательных учреждений, врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий.

27. Учитель-логопед повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам

28. Учитель-логопед составляет ежегодный отчет по схеме, отражающей данные о количестве детей с нарушением устной речи в ДОУ, результатах коррекционного обучения и представляет его администрации ДОУ и РПМПК.

 

 

V. РУКОВОДСТВО ГРУППАМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

29. Руководство деятельностью логопедического пункта осуществляется заведующим, заместителем заведующего по УВР (старшим воспитателем) совместно с органами самоуправления ДОУ.

30. Контроль за деятельностью групп для детей с нарушением речи осуществляется органами образования.

31. На должность учителя-логопеда принимается педагог, имеющий необходимую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании. Деятельность учителя-логопеда строится в соответствии с должностной инструкцией.  

 

VI. ДОКУМЕНТАЦИЯ

32. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

33. Учитель-логопед несет ответственность за организацию, своевременное выявление детей с первичной речевой патологией в ДОУ и ведение необходимой документации:

-           журнал учета посещаемости детей логопедический занятий;

-           журнал профилактической работы;

-           журнал движения детей;

-           журнал консультаций;

-           тетрадь взаимодействия с воспитателями.


КУБАЛОВА О.САМОМАССАЖ ЯЗЫКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В       ДЕТСКОМ САДУ

Принято считать, что до того момента, пока ребенку не исполнится 5 лет, имеющиеся проблемы с его речью не должны пугать родителей. Представители старшего поколения успокаивают молодых родителей, что придет время, и малыш обязательно «выговорится». Действительно, в большинстве случаев речевые дефекты исчезают у детей дошкольного возраста сами по себе. Но иногда ребенок продолжает говорить неправильно, ему с трудом даются многие буквы, звуки, время идет, но его речь не улучшается. А этом случае родителям придется показать ребенка логопеду и быть готовыми к тому, что для коррекции речи потребуется какое-то время. Содержание 1. Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи) 2. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения 3. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей 4. Методы развития связной речи 5. Рекомендации логопеда 6. Вместо заключения Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи) Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. При этом для произношения различных звуков язык занимает определенное место. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным. Причины такого дефекта могут быть самыми разными, поэтому нельзя с точностью утверждать, что двум разным детям логопед порекомендует абсолютно одинаковые упражнения для коррекции речевого дефекта. При формировании речи у ребенка его язык учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р». Ребенок подрастает, его язык становится более подвижен и гибок. На слух у него лучше получается различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится чистой. Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношениях. Причины недостаточной подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными факторами: врожденные аномалии языка и неба; приобретенные в результате травм расщелины между зубами и дефекты губ; нарушение прикуса; подъязычная уздечка слишком коротка. В идеале у взрослого человека подъязычная уздечка составляет в длину около 1,5 сантиметров, при регулярных артикуляционных упражнениях ее возможно растянуть. Также, на развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая. Отставание в речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками, у малыша появятся психологические комплексы. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения Воспитание правильного звукопроизношения – важная задача для родителей и педагогов. Необходимо, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении все участники обучения крохи произносили звуки правильно. Родителям нужно вовремя обратить внимание на нарушения речи у ребенка, ни в коем случае не подражать языку ребенка, не лепетать вместе с ним, не «сюсюкать» и не стимулировать неправильную речь. Например, некоторые родители, услышав от крохи неправильное слово и посчитав его смешным, начинают произносить его именно в этой манере, нежели исправить его произношение у малыша. Так формируется неправильное звукопроизношение и нарушение речи у детей. Слова должны произносится одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми. Во время игр и занятий с ребенком стараться больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать в игровой форме. Можно подражать в звуках животным. Ребенок не должен играть всегда один, ему обязательно нужно общение со взрослыми в процессе его игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас. Полезно читать ребенку сказки или пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок ребенку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Можно учить с ребенком простые детские стишки и потешки, печь песенки, загадывать ребенку загадки. Нужно учить с ребенком новые слова, особенно хорошо запоминаются труднопроизносимые и необычные, например, названия динозавров. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей Родители могут самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка. Необходимо приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам. Ребенку нужно объяснять и напоминать, что говорить нужно четко и громко. Не нужно забывать, что чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее у него развивается речь. Но во всем нужна мера, слишком ускорять процесс не следует, нагружая ребенка занятиями. Недопустимо кричать на малыша, обвинять его в неправильном произношении звуков. Это может спровоцировать обратный эффект, ребенок замкнется в себе, и найти контакт с ним будет труднее. Логопеды и психологи, а также педагоги дошкольных заведений рекомендует устанавливать продолжительность развивающих занятий с ребенком в возрасте 4-5 лет около 30 минут, и логопедических занятий около 15 минут. Более длительные занятия по развитию речи утомят кроху, а длительная артикуляционная гимнастика тяжела для выполнения ребенком такого возраста. Методы развития связной речи Связная речь – это высказывание, несущее определенный смысл. Речь должна быть понятной и логичной. На формирование связной речи немаловажную роль оказывает влияние окружающей среды. Развивается мышление и постепенно улучшается речь ребенка. У детей дошкольного возраста связная речь формируется под руководством взрослых. С ранних лет ребенок начинает понимать слова и их значения, но происходит это не сразу. К концу первого года жизни ребенок в состоянии сложить фразу из двух слов, несколько позднее из трех и более слов. Чем длиннее фраза, тем сложнее она для детского восприятия. К пяти годам дети уже способны пересказывать несложные рассказы, рассказывать сказки и строить предложения по 5-8 слов. Речь ребенка в дошкольном возрасте ситуативная, содержит помимо слов мимику, жесты. В дальнейшем речь становится более связной, развитой и правильной. Переход к связному изложению проявляется в рассказах о каком-либо ярком событии, произошедшем в жизни ребенка. Развитие речи зависит от характера общения с окружающими. Выделяют основные методы развития связной речи: разговор или беседа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В беседе важно задавать вопросы проблемного характера «Как?», «Почему?», «Зачем?». развитие монологической речи детей — творческий рассказ ребенка о себе или о каком-нибудь произошедшем с ним событии. пересказ ребенком услышанного текста (это могут быть рассказы о прошедшем дне в саду, в гостях, о прогулке с друзьями и прочее). сравнительное описание предметов, картин. В рассказ ребенка необходимо добавлять прилагательные, вводить в речь детали и части предметов, задавать вопросы, требующие развернутого ответа. Вопросы нужно задавать четко, разборчиво. Родители и педагоги могут предложить ребенку примерный план ответа. Вопрос необходимо строить таким образом, чтобы он был понят малышом с первого раза. В процессе беседы необходимо постараться вызвать интерес ребенка, пробудить в нем активность и желание отвечать на вопросы. Важным будет умение расположить кроху к себе. Рекомендации логопеда Если справиться с исправлением произношения звуков самостоятельно не удается, можно прибегнуть к помощи специалиста. Логопедические проблемы ребенка необходимо вовремя обнаружить. Это может быть неправильное звукопроизношение, бедный, скудный словарный запас, несвязная речь, заикание. Родителей должно насторожить, если ребенок не активен, подавлен или чем-либо обеспокоен, не играет с другими детьми и простые слова заменяет односложными звуками. В такой ситуации необходимо как можно скорее обратиться к специалисту.   Не нужно возлагать надежды на самостоятельное избавление от неправильного произношения, и исправления дефектов речи с возрастом. Чем больше проходит времени, тем больше все нарушения могут закрепиться и тем сложнее будет работа над исправлением речевых дефектов. Но и предъявлять завышенные требования к правильности произношения не следует, поскольку некоторые звуки получится произносить только в определенном возрасте. Например, редко бывает, когда в 3 года ребенок свободно произносит звук Р. В возрасте 2-3 лет словарный запас малыша составляет около 1000 слов. К четырем годам речь ребенка должна быть более сформирована. Запас слов в этом возрасте – примерно 2000 слов. Чтобы вовремя диагностировать наличие проблемы родители должны ежегодно проходить осмотр логопеда вместе с ребенком. Следует, прежде всего, исключить нарушение слуха у малыша, а также вовремя исправить прикус или удалить аденоиды, если подобные проблемы имеют место. Домашние задания логопеда нужно четко выполнять и соблюдать график посещения занятий логопеда. При серьезных нарушениях ребенка лучше своевременно определить в логопедическую группу. Логопеды рекомендуют заниматься развитием челюстных мышц и языка, делая специальные артикулярные упражнения. Можно пережевывать объемную твердую пищу, надувать щеки, дуть мыльные пузыри и прочее. Очень полезны дыхательные упражнения. Ежедневно нужно читать вслух ребенку детские книги. Терпеливо и развернуто отвечать на вопросы ребенка, чаще с ним разговаривать на любые интересующие его темы. Эффективно для развития речи заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, и прочими видами развития мелкой моторики у детей. Все это благоприятным образом сказывается на развитии речевого аппарата крохи. В возрасте ребенка от четырех до пяти лет произношение звуков должно корректироваться, исключение составляет звук «р». Уметь его выговаривать ребенок должен к шести годам. Занимаясь с логопедом нельзя прерывать занятия на начальном этапе, как только заметили улучшения. Иначе навык произношения может быть потерян и все придется начинать заново. Вместо заключения Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьми. Вовремя заметить проблему и обратиться к специалисту – вот, что обязательно необходимо сделать родителям. Своевременное обнаружение проблемы и комплексный подход к ее устранению – залог успешного лечения любых дефектов речи у детей.