Цвет сайта
Images
Для слабовидящих
page shadow

Питание

Документы, регламентирующие организацию питания в ДОУ

 

Нормативные правовые документы по организации питания в ДОУ

 

Указ президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении доктрины продовольственной безопасности РФ" 

 

Указ президента Российской  Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025 года"

 

 

Нормативные акты Правительства Российской Федерации

 

Основы государственной политики российской федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года ( от 25 октября 2010 г. № 1873-р)

 

Федеральные законы

 

Закон Российской федерации от 07.02.1992 №2300-I "О защите прав потребителей"

 

 Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-фз «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

 

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-фз «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

Федеральный закон от 5.04.2013г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд "

 

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178- фз «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».

 

Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-фз «Технический регламент на масложировую продукцию» .

 

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-фз «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

 

Ведомственные нормативные акты

Приказ минздравсоцразвития России и минобрнауки россии от 11 марта 2012 г. № 213н /178.  "Об утверждении методиеских рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений"

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 

Санитарные правила и нормы санпин 2.3.4.050-96 «Производство и реализация рыбной продукции» (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 11 марта 1996г. №6)

 

Гигиенические нормативы гн 2.3.3.972-00 «Предельно допустимые количества химических веществ выделяющихся из выделяющихся из материалов, контактирующих с пищевыми продуктами продуктами (утверждены Главным государственнным санитарным врачрм РФ 29.04.2000) 

 

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01п "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (постановление главногого сударственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001г. №31)

 

Санитарно-эпидемиологические правила  нормативы СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 №36)

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок "(постановлениеГлавного государственного санитарного врача РФ от 18 апреля 2003 г. № 59).

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 22 мая 2003 г. №  98).

 

«Организация детского питания» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1949-05 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.01.2005г. №3) 

 

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 .12.2010г. №189)

 

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (утверждены решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 г. №299) .

 

Постановление от 15 мая 2013г. №26 об утверждении Сан пиН 2.4.1.3049 -13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО" 

 

Локальные акты об организации питания

Организация питания в ДОУ

Рациональное питание – это питание здоровых детей, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям организма в основных веществах и энергии.

Основным источником получения энергии – является пища. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать энергозатраты, но и обеспечить непрерывно протекающие процессы роста и развития.

Суточный расход энергии у ребенка:

1-3 года – 1540 ккал

4-6 лет – 1970 ккал

7 лет – до 2000 ккал

Режим питания является одним из основных условий, обеспечивающих рациональное питание.

Правильно организованный режим включает:

  1. соблюдение времени приема пищи;
  2. правильное распределение калорийности по отдельным приемам пищи на протяжении дня.

Важным фактором в организации питания является точное соблюдение времени каждого приема пищи. Четкий режим питания вырабатывает у ребенка рефлекс на время, так как к установленному часу в желудке ребенка начинает выделяться пищеварительный сок.

При организации питания необходимо правильно распределить энергетическую ценность пищи. Наиболее целесообразно следующее распределение пищи:

Завтрак    – 25 %

Обед        – 35 %

Полдник – 15 %

Ужин      – 25 %

Питание в нашем детском саду 4-разовое, рациональное, щадящее,  разнообразное, соответствует возрастным нормам, осуществляется в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13,  согласно меню, разработанному на основе физиологических потребностей в пищевых веществах. На приготавливаемые блюда имеются технологические карты. 

 

Рацион питания детей  количественному составу, в зависимости от возраста детей, формируется отдельно для групп детей в возрасте от 2  до 7 лет.

Сформированный рацион питания соответствует по пищевой ценности возрастным нормам, физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии.

 

 

Контроль за организацией питания и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется руководителем ДОУ и медицинским работником.

 

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – создание отдельного меню не осуществляется.  ДОУ осуществляет питание детей  в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. 


Перед раздачей  врач снимает пробу, в бракеражном журнале указывает качество приготовления блюда, дают разрешение на выдачу.

Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями санпин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013, питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка.





И. Я. Конь, Л. Ю. Волкова
ГУ НИИ питания РАМН, Москва

Высокая скорость роста, физического и психического развития детей и подростков в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, который, начиная уже с 3-4-летнего возраста, предопределяют необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех незаменимых и заменимых пищевых веществ, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, в т. ч. пищевые волокна, микронутриенты (витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы), биофлавоноиды, нуклеотиды и др. Это требование может быть обеспечено только при условии правильно организованного, рационального (здорового, оптимального, сбалансированного и т.п.) питания детей в ДОУ, школьных учреждениях и домашних условиях. Основные причины рационального питания детей и подростков в организованных коллективах могут быть кратко сформулированы следующим образом:


  1. Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей и подростков
  2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы
  3. Адекватное поступление с пищей некоторых минорных компонентов: различных классов флавоноидов, нуклеотидов и др.
  4. Максимальное разнообразие рациона с включением в него всех групп продуктов
  5. Оптимальный режим питания
  6. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности
  7. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд)
  8. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако, анализ состояния питания детей в детских дошкольных, и особенно школьных учреждениях, указывает на существенные отклонения от этих принципов, следствием чего являются значительные нарушения пищевой ценности рационов питания. К числу относятся недостаточное использование в питании некоторых групп продуктов (рыбы, кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, растительного масла), избыточное потребление соли, специй, сахара и кондитерских изделий, нарушения режима питания.

В результате дети потребляют недостаточно микронутриентов (витаминов С, В2, А и ?-каротина, кальция, железа, цинка и меди), пищевых волокон и пробиотиков на фоне избыточного потребления легкоусваиваемых углеводов, жира и натрия. Это, в свою очередь, ведет к нарушению адекватного иммунного ответа увеличению числа часто болеющих детей, значительной распространенности анемии, кариеса, остеопороза и др.

Рационализация питания детей связана, безусловно, в первую очередь с решение социально-экономических и управленческих проблем. Вместе с тем, существенный вклад в улучшение питания московских дошкольников и школьников могут внести (и вносят) чисто медицинские и гигиенические подходы. К их числу относятся в первую очередь улучшение обеспеченности детей микронутриентами, про- и пребиотиками, путем включения в рационы продуктов и блюд, обогащенных этими факторами и индивидуального потребления детьми витаминно-минеральных комплексов, в том числе в виде напитков и про- и пребиотических продуктов и препаратов. Определенный позитивный опыт в этом отношении накоплен в г. Москве, где в самое последнее время нами, совместно с Департаментом образования, Центрами Роспотребнадзора, Фондом содействия санэпидблагополучию населения, разработаны и внедрены в практику работы московских ДОУ 20-ти дневные меню с использованием серии продуктов с повышенной пищевой ценностью, обогащенных микронутриентами (кальцием, железом, йодом и др.)

Важным направлением работы является также оптимизация режима питания, улучшение ассортимента школьных буфетов. Проведенные в нашем отделе исследования указывают также на важную роль в оптимизации питания и улучшения состояния здоровья школьников используемых форм организации школьного питания в г. Москве.

В связи с этим, следует указать, что весьма важным подходом к рационализации питания детей является индустриализация приготовления пищи в ДОУ и школах, обеспечивающая облегчение труда работников пищеблока, снижение опасности микробиологического загрязнения, снижение нецелевых расходов и потерь при приготовлении блюд, предназначенных детям. Однако, этому подходу также присущи некоторые недостатки, в первую очередь, связанные с недостаточно высокими органолептическими свойствами готовых блюд и со снижением их пищевой (витаминной) ценности, в ходе повторной термической обработки, присущей этому способу. В связи с этим, необходимо указать, что проведенный нами сравнительный анализ эффективности различных форм организации питания школьников в г. Москве позволил выявить ряд преимуществ при приготовлении блюд в условиях столовых - доготовочных, т. е. непосредственно на пищеблоках школ. В то же время, результаты проведенного нами анализа данных об организации школьного питания в РФ, полученных в 2003 г. на основе результатов анкетирования руководителей педиатрической службы в субъектах РФ по заданию МЗ РФ, свидетельствуют о том, что в четвертой части всех регионов основной формой организации питания школьников являются именно столовые-доготовочные и столовые - сырьевые. Поэтому, не исключая возможности и целесообразности существования и других форм организации школьного питания (школьно-базовые столовые, «бортовое» питание и др.), считаем наиболее целесообразной организацию школьного питания в столовых-доготовочных. Важным условием их эффективной деятельности является, однако, обеспечение столовых-доготовочных широким ассортиментом полуфабрикатов высокой степени готовности, включая мясные, рыбные, овощные.

Такой подход требует, однако, создания широкой сети предприятий по изготовлению таких полуфабрикатов, их расфасовке и доставке на школьные пищеблоки.


Ссылки